Довоенные подземные топливохранилища в Германии
На территории Германии расположен подземный резервуарный парк, в состав которого входили три огромных резервуара для хранения метанола. Эти подземные хранилища были частью государственного предприятия "Paraxol GmbH", производящего вещество пентаэритрит, используемое в оборонной промышленности для изготовления взрывчатого вещества пентаэритриттетранитрат. Предприятие было секретным и стратегическим и включал в себя четыре завода, которые были спрятаны в лесах, будучи замаскированными под производство древесной муки. Один из заводов (кодовое название Werk W) располагался в километре от склада для хранения метанола - исходного сырья для производства пентаэритрита. Метанол хранился в трех огромных подземных резервуарах, которые позже использовались Народной армией ГДР для хранения авиационного топлива.
С окончанием Великой Отечественной Войны собственность была передана Бундесверу (вооружённые силы Федеративной Республики Германии). Спустя короткое время он стал частью собственности федерального финансового управления. Это прекратило его использование в качестве топливного склада.
Аэрофотоснимок границы территории подземного резервуарного парка |
На аэрофотоснимке показана граница территории, на которой показаны три снимка, сделанных в разное время. Снимок слева демонстрирует состояние территории топливного склада на период 2014 года. При обустройстве высоковольтного периметра в 1980-е годы были вырублены деревья и следы этой вырубки до сих пор очерчивают границу объекта с высоты. По центру цифровая модель ландшафта местности, на которой расположено хранилище. Тут очень хорошо просматривается бывший карьер, на месте которого в конце 1930-х было создано хранилище метанола с тремя резервуарами (5,6,7) также можно заметить схождение грунта (0) у кромки карьера. Две большие круглые области, обозначенные цифрой 13 - это два огромных подземных резервуара для хранения авиационного керосина, построенные на территории хранилища в 1970-е годы. Справа аэрофотоснимок местности хранилища 1953 года, когда объект еще не использовался военными.
План участка строительного управления HIAG от апреля 1941 года |
Сам завод состоял из множества цехов и располагался в километре от склада с резервуарами для хранения метанола, которые тут обозначены буквами 1a, 1b и 1c. Слева на карте видно озеро, на берегу которого находилась водозаборная станция, поставляющая заводу техническую воду для производственных нужд. Трубы от станции к заводу проходили через подземный резервуар, расположенный рядом с цистернами для метанола, он тоже отмечен на карте цифрой 24.
Производство на заводе Werk W продолжалось с 1940 по 1945 годы, после окончания войны завод попал в советскую оккупационную зону и его оборудование вместе с частью цехов было вывезено в Советский Союз в качестве репараций. На этом история завода заканчивается, но не история складов с резервуарами для метанола. В 1951 году территорию завода с частью сохранившихся зданий отдали в распоряжение Казарменной народной полиции, которая спустя пять лет была преобразована в Национальную Народную армию ГДР. Ей же отошли и скрытые в лесу резервуары, которые начали использовать с 1963 года для хранения авиационного топлива TS-1. А сама территория с резервуарами стала официально именоваться Treib- und Schmierstofflager 44 (TSL-44) der LSK/LV (Luftstreitkräfte/Luftverteidigung) der NVA, то есть "Склад ГСМ №44 Военно-воздушных сил Национальной Народной армии".
Подземные резервуары для хранения метанола
На территории завода есть три подземных резервуара, в которых хранился метанол. Запаса метанола было достаточно для поддержания производства в главном здании завода Paraxol в течение 75 дней.
Масштабы подземного резервуара очень впечатляют. Диаметр стального резервуара, расположенного внутри бетонного сооружения - 31,3 метра, а высота - 6,4 метра. Объем хранимого топлива в одном таком резервуаре составлял почти 1 350 000 литров. Высота потолка бетонного бункера, в котором установлен резервуар, составляет 11 метров, а его диаметр 33 метра. Построили эти огромные резервуары в 1970-е годы для расширения объемов стратегического запаса авиационного керосина для Национальной армии ГДР.
Южный ремонтный доступ к южному резервуару сдвоенного резервуара |
Стальной резервуар диаметром 33 метра |
Смотровая заслонка на днище стального резервуара в северном резервуаре сдвоенного резервуара |
Один резервуар был построен на западном склоне бывшего карьера и два - на восточном склоне. Входы и агрегатные камеры расположены с соответствующих северных сторон. В южном конце каждого резервуара есть доступная забетонированная шахта с трубами различного диаметра. Вал выходит на поверхность и заканчивается различными трубными конструкциями и люком доступа.
Текст и фотографии представлены для ознакомления и взяты с сайта vimudeap.info/de/atlas/nva-treib-und-schmierstofflager-44/images/ и https://zapret-no.livejournal.com/167446.html